ИСТОРИЯ В КАМНЕ ИЛИ О ЧЕМ МОЛЧАТ СТАРЫЕ СТЕНЫ (История Ильинского храма)


Готовя эту публикацию, я стол­кнулась с тем, что имеющиеся в нашем городе краеведческие материалы по этой теме хотя и интересны, но во многом проти­воречивы. К примеру, я прямо-таки запуталась в Дебальцевых - коллежском асессоре, лейб-гвардии капитане Илье Ильиче и статском советнике Илье Нико­лаевиче... В одном источнике даже нашла ссылку на бельгий­ские корни статского советника Дебальцева, дескать настоящая его фамилия Дебольц во время жизни в России трансформиро­валась в Дебальцев на наш лад.

Так кто же из этих людей был основателем поселка Ильинка, на чьи средства построена церковь? И действительно ли это два разных человека?

Чтобы ответить на все вопро­сы, пришлось обратиться за исто­рической справкой в литературно-исторический музей им. В. Сосюры, который расположен в соседнем Дебальцеве. Там должны были знать о человеке, основавшем город, а также поселок, относящийся теперь к Енакиеву.

Директор музея, Ольга Влади­мировна Грязева, любезно пре­доставила необходимую информацию:

- Наши краеведы делали изы­скания как в Алексеево-Акатовом монастыре (где похоронена одна из дочерей Ильи Николае­вича Дебальцова - Наталья), так и в государственном архиве Воронежской области, - расска­зывает она. - И вот что выяснили. Илья Николаевич Дебальцов (или Дебальцев - в справках Воро­нежского архива второй вариант фамилии также указан) родился в 1748, а умер в 1835 году. С августа 1781 года он служит кол­лежским асессором, но вскоре начинает расти по карьерной лестнице. За старательную служ­бу Илья Николаевич, еще будучи коллежским асессором, «был одарен пустынными землями в Донецкой степи», куда он сразу же переселил около 80 душ кре­постных из своей усадьбы в Воронежской губернии. А в 1785 году в селе насчитывалось уже 320 человек. С октября 1783 года Илью Николаевича назначают надворным советником в Воро­нежскую гражданскую палату. В сентябре 1793 года Дебальцов становится коллежским советни­ком. Службу он закончил стат­ским советником.

Вот что дебальцевским крае­ведам еще удалось узнать в государственном архиве Воронежской области. В 1810 году за личной подписью императора Александра Первого И.Н. Дебальцову (Дебальцеву) был пожалован дворянский титул с правом именного фамильного герба. А титул Илье Николаевичу было кому передать. У него име­лись два сына и три дочери. Сыновья состояли на военной службе: Андриан был капитаном лейб-гвардии (отсюда, видимо, путаница - ведь его отец не был военным), а Николай - поручи­ком. Средняя из дочерей, Анна, вышла замуж за дворянина с польскими корнями С.С. Мазаракия (кстати, согласно третьему тому «Малороссийского родословника» Модзолевского, изданного в 1912 году, фамилия этого помещика пишется на раз­ный лад - Мазаракия, Мазаракий, Мазарецкий, Мазараки). После смерти Дебальцова и его сыновей (которые были холостя­ками) семейная недвижимость перешла к дочерям Наталье, Анне и Елисавете.

Продав свою часть земли пле­мяннику И.С. Мазаракия, Наталья и Елисавета Дебальцовы переехали в Санкт-Петербург. Часть наследства пожертвовали на реставрацию церкви святого Ильи, которая была в то время в Ильинке. А еще часть денег пошли на строительство нового храма - Свято-Владимирской иконы Божьей Матери, о кото­ром, собственно, наш рассказ.

Таким образом земля, на кото­рой сегодня расположены Дебальцево и Ильинка, вновь оказалась сосредоточенной в руках одного человека - поме­щика Мазаракия.

Как указывает А.С. Татарчук в сборнике материалов по краеве­дению «Из записных книжек тури­ста», первое упоминание о храме Свято-Владимирской иконы Божьей Матери встречается в «Дневнике Бахмутского уезда», в котором записано, что Ильинская церковь была построена в 1874 году. Церковь имела несколько гектаров земли и два дома для проживания священника и пса­ломщика. Приход церкви состоял из 1300 человек, за год здесь про­давали до 14 пудов свечей.

Сегодня церковь одиноко стоит как бы в стороне от поселка, однако в XIX веке, когда она возводилась, здесь проходили два старинных чумацких шляха из Бахмута в Луганск и в Ростов. И, по мнению одного из организа­торов возрождения церкви - быв­шего директора вечерней школы поселка Булавинское, ныне пред­седателя приходского совета храма Свято-Владимирской иконы Божьей Матери, коренного жителя поселка Ильинка Влади­мира Ивановича Михайличенко, здесь находился торговый центр, и жизнь вокруг церкви кипела.

В 1920 году пана Мазаракия изгнали из Ильинки, и он вместе с дочерью Марией уехал в Поль­шу. Как пишет А.С. Татарчук, умирая на чужбине, Мазаракия завещал миллион рублей на содержание Ильинской церкви...

Картотека Енакиевского музея космонавта Георгия Берегового содержит сведения о том, что церковь просуществовала до 1929 года. Именно в этом году здесь состоялось последнее венчание. Закрыт храм был по лич­ной инициативе председателя Рыковского райисполкома Ива­ненко и начальника раймилиции Щербы. Все имущество вывезли, за что, кстати, начальник Артемовского ГПУ Тимофеев предло­жил наложить на них дисципли­нарное взыскание, что и было потом сделано.

С тех пор Ильинская церковь более пятидесяти лет стояла без крестов, в забвении, приспособленная под склад. Здесь храни­лись удобрения и горюче-смазочные материалы...

В 1939 году с храма были сняты колокола. Старожилы Ильинки вспоминают, как однаж­ды в церкви раздался оглуши­тельный взрыв. Начался пожар, настолько сильный, что в алтаре выгорел кирпич. А стены усто­яли. Несмотря на то, что с крыши было снято железное покрытие, потолок не протекал и зерно здесь хорошо сохранялось. В открытых нишах 50 лет стояла вода, но ни одна капля не просо­чилась внутрь!

Пожар, разумеется, нанес большой вред церкви. Как отме­чает заведующий художествен­ным отделом школы искусств им. П.И. Чайковского В.Н. Кутырев, расписывавший возрожденный храм, за многие годы стены настолько промаслились, осо­бенно по углам, что в одном месте, за алтарем, не удалось этого скрыть - краска отходит...

Время проходит, и все возвра­щается на круги своя. А.С. Татар­чук в своей книге так пишет о событиях 22-летней давности: «В мае 1989 года Совет по делам религий при Совете Министров СССР зарегистрировал религиоз­ное общество православной цер­кви в пос. Ильинка. А 22 июня 1990 года протоиерей Сергий и о. Владимир благословили откры­тие церкви. По инициативе жите­лей близлежащих поселков с 30 июня 1990 года начали проводиться субботники. Костяк состоял из 27 человек, которыми руководил В.И. Михайличенко. Туристам Енакиева и Ольховатки посчастливилось оказаться сви­детелями этого события. Утром при солнечной погоде и неболь­шом стечении верующих состоялось освящение храма, горели свечи, в оконные проемы залетали голуби, ковровыми дорожками был устлан расчи­щенный от камней и мусора пол».

Инициаторами возрождения церкви стали верующие жители Ильинки, которых поддержали власть и общественность. По Енакиеву тогда распространя­лись листовки международной ассоциации творческой интелли­генции «Мир культуры» с призы­вом к жителям города, был открыт счет в банке, на который можно было перечислять сред­ства на восстановление храма.

Вспоминает участник тех событий, бывший председатель Ольховатского поселкового совета Виктор Иванович Данько:

- Как-то ко мне в кабинет при­шел Владимир Иванович Михай­личенко с идеей восстановить церковь в Ильинке и этим оста­вить о себе память. Я поддержал его. Мы собрали сход жителей поселка, на котором получили их одобрение.

Храм был приспособлен совхо­зом «Октябрьский» под склад, но директор совхоза С.П. Шарун согласился освободить помеще­ние. И начались субботники, в которых принимали участие неравнодушные жители Ильинки. Было вывезено несколько машин мусора, за долгие годы скопив­шегося в храме. И стало видно, что кое-где сохранились фрески; к сожалению, они уже не подда­вались восстановлению.

- Неугомонный Владимир Ива­нович прочитал как-то в газете, что в Москве расформировыва­ется военная часть, мы с ним посоветовались и обратились с письмом к нашему земляку Геор­гию Тимофеевичу Береговому с просьбой выделить нам транс­порт, который необходим для восстановления храма - чтобы подвозить стройматериалы, - продолжает рассказ В.И. Дань­ко. - Через два дня пришел ответ: «Приезжайте за маши­ной!». Так у нас появился почти новый автомобиль «ГАЗон», который очень пригодился во время восстановительных работ.

Когда завершились субботни­ки, мы с Владимиром Иванови­чем Михайличенко, согласовав предварительно этот вопрос с исполкомом, обратились через газету «Енакиевский рабочий» к руководителям всех предприятий города и всем енакиевцам с про­сьбой помочь в восстановлении храма. И надо сказать, откликну­лись все руководители, многие енакиевцы, так что церковь дей­ствительно была возрождена общими усилиями. Особенно хочу отметить Алексея Петрови­ча Белого, в то время возгла­влявшего коксохимический завод, председателя профкома этого предприятия Валерия Ана­тольевича Мительского, благода­ря помощи которых было выпол­нено восемьдесят процентов работ (к слову, это предприятие и по сей день помогает церкви).

Активное участие, по словам В.И. Данько, в восстановлении церкви принимали бывшие в ту пору руководителями предприя­тий А.И. Царев (хлебозавод), С.А. Макар (шахта «Ольховатская»), С.П. Шарун (совхоз «Октябрь­ский»). Большое содействие во всех вопросах оказывали В.Ф. Янукович и С.Ж. Рухадзе. Проект храма был сделан сов­местными усилиями городского управления архитектуры и Енакиевского отдела комплексного проектирования АОЗТ проектно-производственное предприятие «Донбассреконструкция». Про­ектировщики постарались макси­мально точно восстановить прежний образ церкви, известный по рассказам старожилов. Все работы по восстановлению от начала до конца проводила брига­да рабочих шахты «Ольховат­ская» под руководством И.И. Крыжнина. Интересно, что в составе бригады трудился А.П. Бурьянский. Труд во имя храма настолько повлиял на душу этого человека, что вчерашний рабочий решил стать священни­ком, окончил Одесскую духовную семинарию. Все годы, что дей­ствует Ильинская церковь, корен­ной житель Ольховатки отец Ана­толий служит здесь.

После строительных работ началось украшение внутренних помещений храма росписями. Вначале усилиями местных живописцев был создан орна­мент, украсивший стены церкви. Уже несколько позже в спе­циально оставленных нишах ена­киевский художник В.Н. Кутырев вписал сцены из жизни святых.

- Начинали работать мы вдво­ем с Валерием Александрови­чем Скисовым, вместе расписывали алтарь, - рассказывает Валерий Николаевич. - Но потом обстоятельства сложились таким образом, что остальную работу пришлось мне заканчивать само­му. Для меня это был первый опыт росписи церкви, я чувство­вал небывалую ответственность, и это, конечно, вдохновляло. Работы продолжались около полутора лет, кроме росписи стен я отреставрировал чудом сохранившуюся икону с изобра­жением святого Луки, теперь она висит в алтаре.

Как отмечает художник, время, отведенное на работу в храме, пробегало незаметно, и этот опыт дал Валерию Николаевичу много ценного в профессиональном плане. Впоследствии он написал несколько икон для Розовской церкви, расписал иконостас для храма в поселке Булавинское. Кстати, работа в храме способ­ствовала тому, что художник бро­сил курить!

В 1999 году, на Пасху, храм Свято-Владимирской иконы Божьей Матери был открыт. Его освятил архиепископ Донецкий и Мариупольский, управляющий Горловской епархией Украинской православной церкви Иларион. В церемонии принял участие В.Ф. Янукович вместе с семьей. Это был светлый праздник для енакиевцев, которые всем миром возродили к жизни цер­ковь и памятник архитектуры.

...Здесь особое, удивительное, энергетически очень сильное место. Это сразу ощущаешь, как только приближаешься к храму. Говорят (это одна из легенд), что в древности здесь поклонялись языческим богам. Что-то, навер­ное, в этом есть. Во всяком слу­чае, появляется такое чувство, что ты остался с храмом наеди­не, и весь мир вокруг перестает существовать. Это отмечают многие, кто когда-либо приезжал сюда. А если уж приедешь один раз, то тянет вновь и вновь при­коснуться к истокам.

Ольга КОЗАКОВА
«Енакиевский рабочий» № 45 (13406)

Комментарии