Где родился, там и пригодился - Федор Иванович Благушин

Федор Благушин гордится обширным архивом: в многочисленных фотографиях вся его жизнь. Енакиевец Федор Благушин возглавляет школу в Ольховатке 54 года

Всю жизнь перед классом

Одна из матерей областного центра искала домашнего учителя своему недорослю Сергею Булгакову, который начал не по возрасту бедокурить. В пед­институте г. Сталино (прежнее название Донецка) ей порекомендовали девушек-студенток. Но из всего курса дальновидная родительница выбрала на физмате Федора Благушина. Избалованный подросток просил наставника не слишком усердствовать. Дескать, мать все равно заплатит. Но будущий учитель проявил по отношению к первому в своей жизни ученику твердость. Из парня вышел толк, поэтому гувернер просил назвать его имя в газете. Вдруг откликнется? 

Из своих 80 лет практически всю взрослую жизнь заслуженный учитель Украины Федор Благушин, получивший это звание лишь в августе, стоит перед классом. Причем уже 54-й год успешно возглавляет школу в Ольховатке, и это тянет на строку в книге рекордов страны: больше таких примеров в отечественном образовании, уверяют специалисты, нет. А он где родился, там и пригодился.

Крестьянский труд помогает

Благушины - одни из пер­вопереселенцев-староверов, которые, спасаясь от гонений официальной церкви, обосновались в начале 18 века в наших краях. А старообрядцев, как подмечено, отличают сильные гены, крепкое здоровье, ясный рассудок до глубокой старости. Да и жизненная закалка дает о себе знать. Иван и Ирина Благушины из 15 рожденных ими детей сберегли семерых, четверо из которых, разменяв девятый десяток, бодры и поныне. Семья была из середняков, имела землю, любила и умела на ней трудиться, за что и была раскулачена. Отец Иван слыл златоустом, помогал священнику вести службу. За это и поплатился. В 1937 году его репрессировали, так в лагерях и сгинул.

- Когда все мои друзья пошли в школу, я до семи лет еще не дотянул, но отставать от них не хотел и сел на последней парте. Так что первоклассником стал досрочно, - рассказывает Федор Иванович.

Приятны радости крестьянского труда.


Без отца, в оккупацию, когда Ольховатку сотрясали жестокие бои, приходилось туго. Самой ответственной обязанностью в детстве было отоваривание 12 продуктовых карточек на всю семью. Вставал в пять утра и, чтобы получить свою норму быстрее, шел разгружать хлеб, который привозили в село на лошади. Он тянул лямку наравне со взрослыми. Спасибо корове-кормилице, мать делала из молока ряженку, и Федя, как хвостик, шел за ней в Енакиево на рынок. А чтобы попасть к утреннему базару, отправлялись с ночевкой. В голод спасались горькими лепешками из сорго. Несмотря на видную должность, десятилетия депутатства и серьезные партийные нагрузки, он никогда не чурался крестьянского труда. Всегда ходил за скотиной. Но больше всего, как и прежде, Федор Иванович любит пропалывать огород. 

Писал Хрущеву и Брежневу

Федор хотел быть моряком, видел себя в должности начальника шахты, не меньше. Но мандатная комиссия поставила крест на мечтах: детям репрессированных ходу нет. Но он дружил с точными науками, и мудрые люди, зная его характер, подсказали путь в педагогику. Там, в институте, среди будущих языковедов ему приглянулась верная спутница Лидок. Расписались они с Лидией Павловной после окончания вуза, но как человек твердых моральных устоев, Федор по-настоящему смог назвать ее женой лишь через три дня, после свадьбы в Ольховатке. Так школа крупного поселка обзавелась двумя молодыми специалистами. А уже через год новый учитель стал ее директором.

- 530 учеников занимались в семи разрозненных зданиях. При нескольких шахтах и совхозах детей по старинке вози­ли на уроки на лошадях. Ну, куда это годится?! Стал писать Хрущеву, добиваться, и спустя некоторое время нам построили новую школу. Но детей-то уже 800 и среди них два моих сына, - с гордостью говорит Благушин. - Вместе с родителями своими силами сделали пристройку - два класса и мастерские. Но Ольховатка продолжала расти, а ученики из Ильинки ходили сюда на занятия за шесть километров. Написал серьезное письмо Брежневу. Этой идеей заболели поссовет и руководство Енакиева. Но все решилось, когда в космос полетел наш земляк Георгий Береговой.    Ровно 35 лет юные ольховатцы грызут гранит науки в здании, где в лучшие времена в две смены сидели за партами почти 1200 человек. Сейчас их, правда, значительно меньше, но все они, как и прежде, воспитанники Благушина. 

- Бывает, человек проведет на посту директора 10 и более лет, но его школа так и останется в ряду многих, ничем от других не отличаясь. А здесь есть ярко выраженное лицо, на всем отпечаток личности Благушина. Это краеведческая работа, музей, богатые традиции. Он всегда был склонен к новому, не утратил этого качества до сих пор, - считает в прошлом директор школы, учитель физики, а ныне заместитель енакиевского городского головы с 15-летним стажем Валерий Пономоренко. 

При нем школа выпустила более 2800 человек! Вначале бывшие ученики вели к нему своих детей, потом внуков. Из 22 нынешних учителей Ольховатки 17 прониклись любовью к профессии в родной поселковой школе. Хватает обращенных в его веру и на просторах СНГ. 

Ежегодно в феврале школа встречает выпускников. На свидание с юностью приезжают из Калуги, Бреста, Минска, Таганрога, Петербурга, Сахалина, Луганска и едва ли не всех городов Донецкой области седые люди, получившие аттестаты в далекие 50-60-е годы, и более молодые. Благушин готовит поздний ужин на 250-300 человек...

Ирина Коженцова. Фото автора.

Комментарии