Маршрут № 4 «Дорога, ведущая к Храму» (оздоровительно-познавательный)

Вид туризма — пешеходный.

Сезонность: с мая по октябрь.

Направление маршрута: г. Енакиево — Ольховатка — Ильинка — Енакиево.

Протяженность маршрута — 11 километров.

Начало маршрута: от туристского центра к городской автостанции. Проезд автобусом в Ольховатку.

Конец маршрута: поселок Ильинка — балка Скелевая — шахта «Ольховатская».

Путевая информация: Пешеходный маршрут начинается от здания старого клуба «Металлург». Группа направляется через площадь Свердлова по улице Партизанской к городской автостанции. Как правило, выход ранним утром — в 7 часов. Это связано с наполняемостью пассажиров в автобусе 24-го маршрута «Енакиево-Ольховатка». Ранним утром пассажиров собирается немного, поэтому этот вариант удобен для группы в 15-20 человек. Время в пути — 1 час. Выход из автобуса на остановке «Клуб» пос. Ольховатка. Затем по улице Ленина группа движется в сторону пос. Ильинка. Осмотр памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Перейдя по мосту через реку Булавин, рекомендуется свернуть налево и подняться к Тишковой кринице. Здесь вкусная вода и с высокого правого берега хорошо просматривается округа. Далее путь проходит по улице пос. Ильинка, которая приводит к храму Свято-Владимирской иконы Божьей Матери.

Если поход совершается в воскресные дни, то можно попасть на утреннюю службу. При этом следует знать, что женщины должны быть с покрытой головой и в пла-тье. Мужчины должны быть в брюках.





Историко-краеведческие сведения

Поселок Ильинка свое название получил от имени землевладельца, коллежского асессора Ильи Николаевича Дебальцева. В переписи населения 1785 года встречается его имя как владельца обширных земель. Кто бы сегодня знал о каком-то гражданском чине восьмого класса по табели о рангах царской России, если бы его наследники не назвали два соседствующих села: южное — Ильинкой, северное — Дебальцевкой.

Первые упоминания о церкви встречаются в «Дневнике Бахмутского уезда», в котором записано, что Ильинская церковь построена в 1874 году. Церковь имела несколько гектаров земли и два дома для проживания священника и псаломщика. Приход церкви состоял из 1300 человек. Место расположения церкви, на первый взгляд, выбрано стихийно, на сегодняшний день она стоит как бы в тупике. Однако, если заглянуть в историю, то становится известно, что храмы в тупиках не строили. Через площадь, на которой стоит церковь, в XIX веке проходили два старинных чумацких шляха из Бахмута в Луганск и в Ростов.

Южнее церкви протекает река Булавин. Предполагают, что в древние времена она была судоходной, и якобы К. Булавин на своих челнах приплывал к этому месту. По мнению бывшего учителя из Булавинки, председателя приходского совета храма Свято-Владимирской иконы В. И. Михайличенко, здесь находился торговый центр...

Название «чумак» произошло от слова «чум», что означает «ковш», которым путники пили воду во время своих переходов. По другим сведениям «чумак» с татарского означает — «извозчик», по третьим — «чума». Отправляясь в Крым за товарами, украинские торговцы часто заражались в пути этой болезнью и нередко заносили ее в Запорожье. Четвертое объяснение гласит: отправляясь в дорогу, чумаки вымазывали свои штаны и сорочки в деготь для предотвращения заразы и укуса насекомых и своим видом напоминали чуму. Первые чумаки были торговцами, воинами, состояли из артелей с атаманами. Торговля была меновая. Предметами ввоза являлись: сафьян, обувь, шелковые ткани, красные вина, орехи, верблюды, соль. А вывозили: железо, кожу, оружие, табак, полотно, пушные товары и т.п. Пути сообщения были естественными: реки, «отвечные шляхи», главным образом Муравский и Черный. Способами передвижения по воде были струги, лодки, по шляхам — «мажи» или «паровицы», т.е. большие чумацкие возы, крытые сверху от непогоды, запряженные парой волов. Муравский шлях получил свое название от травы-муравы и пролегал по безлюдной и дикой степи, где кроме небольших селений вдоль рек ничего не было. Зато по обеим сторонам его летом росла густая высокая трава, за ней не было видно ни человека, ни волов.

После смерти Ильи Николаевича Дебальцева и его сыновей: Андриана (в 1844 г.) и Николая (в 1854 г.), родовая недвижимость перешла к их сестрам. Перезахоронив останки своего брата Андриана Ильича из сада земской школы пос. Ильинка в Воронежской монастырь, в 1845 году, они уезжают в Санкт-Петербург. Дочь Ильи Николаевича, Наталья Дебальцева, пожертвовала часть наследства на реставрацию церкви святого Ильи.

Новым землевладельцем пос. Ильинка становится потомственный дворянин И. Мазаракия.

В апреле 1875 г. было принято решение о строительстве каменноугольной железной дороги. В справочнике «По Екатерининской железной дороге (1912 г.) сказано: «...станция получила свое название от находящегося к югу от нее в пяти верстах села Ильинки (иначе Дебальцева) Веровской волости с населением около двух тысяч человек при 250 усадьбах».

Дворянское семейство Мазаракия, наследники генерал-майора Сергея Мазаракия, владели землями Ильинки с пахотными, сенокосными, лесными угодьями. Имели свою паровую мельницу, несколько лавок, кабаков, постоялый двор при вокзале станции Дебальцево, булочную и сдавали в аренду ярмарочную площадь.

В 1920 году пана Мазаракия изгнали из Ильинки, и он с дочерью Марией уезжает в Польшу. Умирая, он завещал миллион рублей на содержание Ильинской церкви.
В 1929 году в церкви состоялось последнее венчание. Закрыта она была по личной инициативе председателя Рыковского райисполкома Иваненко и начальника рай-милиции Щербы. Все имущество было вывезено, за что, кстати, начальник Артемовского ГПУ Тимофеев предложил наложить на них дисциплинарное взыскание, что и было потом сделано.

С 1933 года церковь стала использоваться как склад удобрения и горюче-смазочных материалов. В 1939 году с нее были сняты колокола. Местные жители помнят чем это закончилось: однажды в церкви раздался оглушительный взрыв и начался пожар настолько сильный, что в алтаре выгорел кирпич. А стены устояли. Несмотря на то, что с крыши было снято железное покрытие, потолок не протекал, и зерно здесь хорошо сохранялось. В открытых нишах простаивала вода 50 лет и ни одна капля не просочилась внутрь! Более полувека простоял храм без крестов, зияя пустыми оконными пролетами. Храм без креста — дурное предзнаменование. Но дело сдвинулось с мертвой точки в 1989 году. В мае 1989 года Совет по делам религий при Совете Министров СССР зарегистрировал религиозное общество Православной церкви в пос. Ильинка, а 22 июня 1990 года протоиерей Сергий и о. Владимир благословили открытие церкви.

По инициативе жителей близлежащих поселков с 30 июня 1990 года начали проводиться субботники. Костяк состоял из 27 человек, которыми руководил В. И. Михай-личенко. Туристам Енакиева и Ольховатки посчастливилось оказаться свидетелями этого события. Утром при солнечной погоде и небольшом стечении верующих состоялось освящение храма, горели свечи, в оконные проемы залетали голуби, ковровыми дорожками был устлан расчищенный от камней и мусора пол.

Вид, который раньше имела церковь, был утрачен и поэтому работникам частных предприятий «Прогресс», «Виола» пришлось потратить много сил и энергии, чтобы она обрела утраченный вид.

С 1994 по 1999 гг. в церкви сменилось пять священников: никто не хотел оставаться в небольшом вымирающем селе. И только отец Анатолий, (в миру Анатолий Павлович Бурьянский, житель пос. Ольховатка) довел дело до конца.

18 апреля 1999 года состоялось освящение храма архиепископом Донецким и Мариупольским, управляющим Горловской епархией Украинской православной церкви Илларионом. В церемонии освящения храма принял участие бывший председатель облгосадминистрации В. Ф. Янукович вместе с семьей. По традиции были отмечены те, кто отличился при его возрождении: бывший председатель Ольховатского поссовета В. И. Данько, бывший городской голова Ю. Е. Хиврич, бригадир строителей И. И. Крыжин, председатель наблюдательного совета ОАО «ЕМЗ» А. П. Белый, пенсионеры 3. П. Волков, А. Е. Носач, восьмидесятилетняя старушка А. М. Головченко, которая одной рукой опиралась на палку, а другой выносила ведро с мусором из церкви. Без этих людей вряд ли был бы восстановлен храм. Владыка Илларион вручил высокие церковные награды за благословенные труды во славу Православной церкви ряду руководителей.
Расписные работы в храме выполнил художник Иван Дмух.

Дворовая территория храма благоустроена, площадка выложена плиткой, завезена земля и посажены цветы, установлен колокол.

Есть много дорог, ведущих к храму. И у каждого человека — своя. Петляющая дорога из Ольховатки в Ильинку приводит к храму, имеющему свою историю. Храм выплывает как бы из небытия, гордый в своем величии, стряхивая с себя пыль нашей суетности. Недалеко от церкви есть криница с вкусной прозрачной водой. Об одной из криниц жительница г, Москвы Деева написала стих:

Прикипело сердце к роднику, к холмам,
К соловьиной песни, памятным местам.
Выстоял в страданьях православный Храм,
Не поддался серым, будничным ветрам.
Проникает в душу колокольный звон.
Матушке-землице шлет земной поклон.
Расплескало небо синеву да тишь, Будто бы на праздник, к роднику спешишь.
Бьет ключом прохладным чистая вода,
Просветлеют лица и уйдет беда.
Все здесь упоение, все живой нектар,
Пусть не умирает этот Божий дар.

У каждого человека есть три предмета, достойные любви: Бог, ближний и он сам. Для Бога он должен иметь сердце благоговейное, для ближнего — сердце нежной матери, для самого себя — сердце старого судьи.

Люди. Они делают историю. Но всякий, даже плохой человек, для нас является уроком, предостережением от плохих поступков. Мы должны и понимать, и помнить, и верить.
А безымянным зодчим Б. Белаш посвятил свой стих:

Церквушка красоты на диво редкой.
Века и войны пережив, осталась.
А кто её возвёл?..
Увы, у предков Нам поучиться б скромности хоть малость.
Ведь зодчие не для головоломки
Сокрыли имена, уйдя в потемки,
Считая храм сей для времен других.
Дар,несомненно Божий, а не их.

По своей уникальной красоте Ильинский храм имеет аналог с киевской пятиглавой церковью — Андреевской.

Юго-восточнее храма находится Ильинский ставок, вытекающая из него вода образовала небольшой водопад. Идя от ставка на юг, по грунтовой полевой дороге, через 4 километра можно выйти к шахте «Ольховатская», к конечной остановке автобуса, откуда уехать в г. Енакиево. По пути пешеходного следования открывается живописная панорама нетронутой степи.

Комментарии